Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные - свои родные милые места! А я люблю свои места родные - свои родные милые места! (Ю.Антонов)

Святые покровители



Преподобный Феодосий Кавказский (Память: 27 июля / 8 августа)
   В 1932 году в городе Минеральные Воды на юге России появился странный старик. Ему уже было за девяносто лет, а он ходил босиком, одетый в цветную рубашку с яркими цветами, и под насмешливые взгляды прохожих играл с детьми, откликаясь на прозвище Кузюка. Многие знали, что старик этот вернулся из тюрьмы; почти все считали его сумасшедшим. Но мало кто знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий Кашин, один из деятелей Союза Русского Народа, настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках.
      В 1879 году он вернулся на Афон. В 1901 году на Феодосия легли обязанности игумена монастыря. Однако он тяготился обязанностями настоятеля и через шесть лет возвратился в Иерусалим, где принял схиму, а потом вернулся в Россию.
   Отец Феодосий поселился на юге России в Краснодарском крае. Здесь он основал пустыньку (маленький монастырь) и выстроил небольшую церковь. В пустыньке было свое хозяйство, козы, пасека. К нему приезжало много людей - он со всеми беседовал на их родном языке. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: "Будешь, будешь в монастыре", или: "Благословляю повенчаться", или: "О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь".
   Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в 1925 году, освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: "Столько здесь рыбок, а останутся только четыре". Что это значило, стало ясно через несколько месяцев: старца арестовали, его духовные дети разошлись кто куда, а в пустыньке остались только четыре женщины. Подробности жизни старца в тюрьме неизвестны.
   После тюрьмы он вернулся в Минеральные Воды. Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений... И вдруг стук в окно. Открывает - там юродивый. Протягивает конфеты: "На вот пока. А хлеб у тебя будет". Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. "Что же ты надумала, губить четырех человек? - встретил женщину отец Феодосии. - Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?". Он велел ей работать и молиться. Потом простился и сказал, что хлеб у нее теперь будет всегда. Скоро слова старца стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее теперь всегда бывала сыта.
   Однажды отец Феодосии прибежал на станцию с криком: "Пойдемте на угольный склад, скорее, скорее!". Оказалось, что в эту самую минуту в помещении склада самоубийца уже приготовил себе петлю. Еще несколько минут, и было бы уже поздно.
   В доме старца одна комната была жилая, а в другой помещалась домашняя церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца. Своим духовным детям старец не налагал епитимий, объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. "Есть грех по естеству, а есть через естество, - говорил он. - По естеству - это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай "Отче наш", "Богородицу", "Верую", и Господь простит. А через естество - это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника".
   В 1948 году священник пригласил старца Феодосия осмотреть только что возобновленную Покровскую церковь. Дело было зимой. Старец, которому уже исполнилось сто семь лет, шел, везя за собой саночки. Около храма он поскользнулся, упал - на тех же саночках его отвезли домой.
   8 августа 1948 года старец попросил умыть ему руки крещенской водой, всех благословил и тихо отошел ко Господу. Сотни людей пришли проводить иеросхимонаха Феодосия. Хоронили батюшку на окраине города Минеральные Воды, на кладбище поселка Красный Узел. Многие из присутствовавших на похоронах явственно видели исходившее из гроба сияние...
   Преподобный Феодосий, принявший на себя сразу три подвига - монашество, старчество и юродство, был наделен великим даром чудотворений. Люди вспоминают, что однажды по его молитве во время жаркой засухи пошел долгожданный дождь.
   Множество подвигов и чудес, совершенных отцом Феодосием, скрыто от нас. Но об одном из них люди до сих пор хорошо помнят. Это произошло в первые годы войны. В Минеральных Водах больница находилась рядом с железной дорогой. Однажды во время налета немецкой авиации увидели отца Феодосия, который, бежал по шпалам с крестом в руке. Он подбежал к стоявшей на рельсах цистерне с бензином, осенил ее крестным знамением и налег, пытаясь сдвинуть вагоны с места, И тут рабочие с изумлением увидели, что вагоны тронулись и покатились по путям! Отец Феодосии катил их дальше и дальше. Раздался взрыв. На путях, где стояла цистерна, появилась большая воронка от снаряда. Трудно даже представить, что бы произошло, если б снаряд попал в цистерну...
   После смерти отца Феодосия люди часто становились свидетелями таких необычных явлений, как свет от могилы старца и исходящее от нее тонкое благоухание. Больные выздоравливали, приложившись к могиле старца, помазав больное место маслом из горящей у мощей лампадки, прочитав акафист святому. Исцелялись люди и в источнике преподобного Феодосия.
 В 1859 году, восемнадцати лет от роду, Федор был пострижен с монахи с именем Феодосий. Спустя некоторое время молодой монах оказался в Константинополе. Еще через пять лет он прибыл в Иерусалим, чтобы там помогать тысячам русских паломников.